Внедрение системы качества на предприятии начинается с разработки руководства по качеству. Оно представляет собой описание системы качества на предприятии и ее подсистем. Руководство создается с целью планирования качества, управления и улучшения качества.
Руководство по качеству представляет собой официальный документ, который дает сведения о предприятии и является, по сути, его визитной карточкой. Документ является справочным материалом при внедрении системы качества и ее поддержании и совершенствовании. В нем изложены Политика организации в области качества, описание системы менеджмента качества, внедряемой в организации.
Руководство по качеству может состоять из следующих частей:
- общее руководство предприятия по качеству
- руководство по качеству для разных подразделений
- руководство по качеству для различных этапов производства
Согласно ИСО 9001 руководство по качеству должно содержать в обязательном порядке 4 следующих пункта:
- ответственность руководства (описание ответственных лиц за гарантирование качества продукцию, описание политики в области качества, ответственность и полномочия сотрудников, анализ системы качества от руководства предприятия, результаты внутренних проверок, затраты на качество, описание системы качества организации)
- процессы жизненного цикла (планирование процессов проектирования и разработки, анализ проектных данных, проверка и внесение изменений в проект, управление документацией, ее регулярная проверка, контроль закупаемых материалов и изделий, проверка грамотного управления процессами производства, контролирование деятельности, связанной с хранением, транспортировкой, упаковкой продукции)
- менеджмент ресурсов производства (анализ обеспечения ресурсами, обеспечение кадровыми ресурсами описание инфраструктуры предприятия — помещения, оборудование, транспорт )
- измерения и анализ с предложениями по улучшению (проведение входного, промежуточного и окончательного контроля, оценка качества измерительного оборудования, корректирующие и предупреждающие мероприятия, основанные на записях по качеству, пожеланиях потребителей и т.д.)
Следует помнить о том, что внедрение стандарта ИСО 9001 предполагает установление взаимосвязи заказчика и клиента на всем этапе внедрения, а также после него — на протяжении действия заключенного контракта.